Приходилось ли вам когда-то задумываться о смысле привычного словосочетания «фабрика грез»? Лишь побывав на настоящей «фабрике» понимаешь смысл этого выражения: 400.000 квадратных метров, более 3.000 фильмов итальянских и американских кинорежиссеров, среди которых Феллини, Антониони, де Сика, Скорсезе, Мэл Гибсон делают римскую киностудию живой легендой.

Со времени своего создания в 1937 году «Чинечиттà» сильно изменилась. Бенито Муссолини, как и Владимир Ильич, хорошо понимал роль кино в пропаганде счастливого фашистского общества. Художники, режиссеры, писатели воспринимались как «технические сотрудники» нового строя, и, несмотря на ряд запретов (запрет на появление на экране артистов афроамериканского происхождения, запрет на демонстрацию сцен суицида, запрет на «советские» темы), им оказывалось избирательное покровительство и, в целом, применялся метод «кнута и пряника».

Новая киностудия была построена на Тусколанской дороге. В 1930-е это был мало застроенный район, к тому же плохо соединенный с центром, так что работникам киностудии приходилось добираться на «фабрику грез» пешком или на велосипедах. Только после войны Чинечиттà была соединена с Римом автобусной линией, а в 1950-е годы сюда был пущен трамвайчик. Сейчас  на киностудию удобно добираться на метро, проложенном в 1980-е годы. Станция так и называется: Cinecittà (ударерие на последнюю «а»).

Во времена второй мировой войны Чинечиттà подвергалась бомбежкам, большая часть павильонов была оставлена, и кинопроизводство было временно перемещено в Венецию, в павильоны Биеннале. Для римской киностудии настали самые печальные времена. В последние годы войны пространство было занято нацистами и использовалось для концентрации пленных и для расстрелов («расстрел в Квадраро» в 1944, унесший жизни тысячи мирных римлян), отсюда отправляли в лагеря в Германию.

После войны огромные территории становятся приютом для бездомных, в студийных павильонах находятся спальни и кухни. Чтобы согреться, бедные люди жгут архивные документы и реквизит.

Но постепенно жизнь возвращается  в город кино — именно так переводится название киностудии. Неореализм – это и есть Чинечиттà. Режиссеры, которых мы потом назовем классиками неореализма, начинают привлекать к съемкам не профессиональных актеров, а «людей с улицы» — бесхитростных, искренних, настоящих. Так на киностудии был снят фильм Витторио де Сика «Похитители велосипедов» (1948).

Чинечиттà переживает второе рождение также благодаря американским режиссерам, привлеченным сценографией Вечного города и низкими ценами.

Между 1950 и 1965 американцы сняли здесь более 200 фильмов, среди них важное место занимаю саги «мечей и сандалей», или «пеплумы». Собственно «пеплум» — это название древнеримской женской верхней одежды, но в 1950-е так стали называть  длинные фильмы на античные или библейские сюжеты с большим количеством массовых и батальных сцен, не всегда точно соответствующие исторической действительности (например, можно увидеть римских легионеров в часах). Один из самых знаменитых «пеплумов», снятых на Чинечиттà, это «Бен Гур» (1959), для которого были построены декорации Большого цирка, а в съемках участвовали 80 лошадей и до 800 статистов каждый день.

В 1964 начинается мода на итальянские вестерны («спагетти-вестерны»). Здесь были сняты некоторые фильмы Серджо Леоне. Музыку ко многим из них написал Эннио Морриконе, кстати, в школьные годы бывший соседом по парте Леоне.

cinecittà-museo-romamore.ru

Поток американских режиссеров и актеров, наполнивших Рим с 1950-х годов, превращает весь город, а не только  студийные павильоны, в фабрику грез, фабрику обманов. Кинодивы, папарацци, вечеринки, кафе на виа Венето, ночные клубы – пересмотрите «Сладкую жизнь» Феллини, чтобы получить представление о Риме тех лет.

Кстати, у маэстро была своя любимая студия №5 на Чинечиттà.

«Студия №5 в Чинечитта – это идеальное место. Абсолютная эмоция,  до дрожи, до экстаза, это та эмоция, которую и испытываю в пустой студии, в пространстве, которое нужно наполнить, в мире, который нужно создать».

В этой студии проходило прощание с великим режиссером.

Студия №5 существует и сегодня, хотя и без декораций времен Феллини. Декорации вообще не сохраняют почти никогда, ведь искусство – это то, что происходит среди них. Все декорации изготовлены из легких материалов, и колонны Римского форума на поверку оказываются упругими, как резиновый мячик, на форуме высится никогда не существовавшая арка и храмы, построенные в разные периоды, — элемент условности не дает погрузиться в мечту с головой и выталкивает в действительность, как полистироловая мостовая.

teatro№5-romamore.ru

По территории Города Кино водят экскурсии, от античного Рима через Средневековье, вплоть до порта Нью-Йорка. Это совсем небольшая часть киностудии, куда, к тому же, можно попасть на часовую экскурсию только с местным гидом. После экскурсии можно самостоятельно посетить павильон Феллини и некоторые другие павильоны, а также кафе с мелодраматическими ценами, трагическим обслуживанием и комедийным ассортиментом. Без экскурсии возможен лишь осмотр павильонов, без осмотра декораций.

Кафе на киностудии Чинечиттà

Кафе на киностудии Чинечиттà

Декорации к фильму "Банды Нью-Йорка"

Декорации к фильму «Банды Нью-Йорка»

Римский форум

Римский форум

Средневековая улица

Средневековая улица

Средневековая улица

Средневековая улица

Подводная лодка

Подводная лодка

Адрес: Via Tuscolana, 1055, станция метро Cinecittà

Стоимость билета: 20 евро полный билет, 13 евро льготный билет.

 

Некоторые фильмы, снятые на Чинечитта:

«Рим – открытый город», Роберто Росселини (1945)

«Похитители велосипедов», Витторио де Сика (1948)

«Римские каникулы», Уильям Уайлер (1953)

«Бен Гур», Уильям Уайлер (1959)

«Сладкая жизнь», Федерико Феллини (1960)

«Рим», Федерико Феллини (1972)

«Крестный отец», часть , Фрэнсис Форд Коппола (1988)

«Английский пациент», Энтони Мингелла (1996)

«Жизнь прекрасна», Роберто Бениньи (1997)

«Банды Нью-Йорка», Мартин Скорсезе (2002)

«Страсти Христовы», Мэл Гибсон (2004)

Сериал «Рим», 2005-2007