Есть глупое, но мощное предубеждение о  том, что в музеях скучно. Хотя музей – это такое поле чудес, где никогда не знаешь, что тебя ждет в следующем зале. А иногда видишь нечто, о существовании которого и не подозревал. Заглянем в римские музеи?

Прототип куклы Барби. Девочки всегда играли в куклы, и 20 веков назад тоже. Если вы думаете, что это были примитивные куколки, вы очень сильно ошибаетесь. Кукол могли делать из драгоценных пород дерева или из слоновой кости, у них были женственные очертания, как у сегодняшней Барби, подвижные суставы и даже модная прическа. Кстати, прически очень помогают в определении временного периода: у нашей куколки прическа, введенная в моду женой императора Септимия Севера, Юлией Домной. Такие дорогие игрушки были найдены в захоронениях девочек II века н.э. и сейчас находятся в Римском национальном музее Palazzo Massimo alle Terme.

1.2-barbieantica-romamore.ru_новый размер

Кукла из слоновой кости, II н.э, Palazzo Massimo alle Terme, Рим

1.3-iuliadomna-romamore.ru

Ауреус времен Септимия Севера с изображением жены императора, Юлии Домны, II н.э

Таблички с заклинаниями. Древние римляне были суеверны, и для того, чтобы выйти из сложной ситуации, нередко прибегали к помощи колдуний, заговоров и т.д. Тогда, когда нужно было вызвать к себе страсть, сделать так, чтобы на скачках победила нужная команда, отправить постылого мужа на тот свет, прибегали к магии. До нас дошли таблички с заклинаниями, в том числе с заклинанием против судьи Суры. Это дощечка с рисунком в центре ромба, который символизирует вагину: из нее появляется голова с большими глазами, с фигурой в форме скрипки, которая представляет матку. По бокам два круга, возможно, глаза, на которых начертаны слова на коптском языке, а также изображения четырех змей. В тексте содержится призыв к священным нимфам с просьбой отобрать как правый, так и левый глаз у судьи Суры, порожденного проклятой вагиной, чтобы он больше не мог выносить приговоры («qui natus est de vulva maledicta»).

2.1-maledizione-contro-sura-romamore

Табличка с заклинанием против судьи Суры, Terme di Diocletiano, Рим

2.2-petronius-cornigus-romamore.ru_новый размер

Приворотное заклинание на Петрониуса Корнигуса, IV н.э, Terme di Diocletiano, Рим

Гермы. Греки, те еще затейники, придумали не только философию, демократию и демагогию, но и гермы – прямоугольные пилястры с двумя головами и первичными мужскими половыми признаками. Гермы устанавливали на перекрестках дорог как указатели, в библиотеках и палестрах (спортзалах). Как подсказывает название, посвящены эти пилястры были Гермесу.

Но почему Гермес и почему с возбужденным фаллосом? Гермес считался покровителем путников, поэтому логично было расположить его изображение на дорогах. А напряженный фаллос в древней Греции, символ плодородия, был одним из атрибутов Гермеса, как, например, атрибутом Аполлона были лук и стрелы или арфа, атрибутом Афины – шлем с крылышками и т.д. Кстати, с обратной стороны гермы изображали Аполлона, но с фаллосом уже в спокойном состоянии, поскольку, согласно некоторым источникам, считалось, что возбуждение мешает созидать и мыслить.

герма, музей кьярамонта

Герма, Musei Vaticani (Chiaramonti)

Раскрашенная скульптура. «Цвет определяет красоту, но это не сама красота» и «прекрасное тело тем прекраснее, чем белее» — утверждает Д. Винкельман в культовой «Истории искусства античности» Эти утверждения и лежат в основе нашего восприятия античной скульптуры, а через нее – идеалов красоты мира древних греков и римлян.

Но здесь мы заблуждаемся: и греки, и римляне не ценили белый, напротив, были приверженцами цветной (полихромной) скульптуры. Благодаря новым исследованиям с использованием ультрафиолетовых лучейа также химического и минералогического анализа стало возможным узнать, как выглядела скульптура несколько тысяч лет назад.

Август из Прима Порта (I до н.э) из музеев Ватикана тому пример.

А еще – можете ли вы представить цветную колонну Траяна?

В 2004 в музеях Ватикана прошла выставка «Цвета белого», благодаря которой стало возможно представить полихромную скульптуру (и архитектуру!) лучше.

4-augusto-romamore.ru

Август из Прима Порта, I до н.э, Musei Vaticani

Фрески. Мебели в римских домах, даже самых богатых, было не так много. Истинным украшением дома являлись скульптура и фрески. Фрески могли изображать несуществующую архитектуру, окна, колонны, пилястры, сады с птицами и всевозможными растениями, изображать пиры и жертвоприношения и др.

Фрески из сада Ливии, жены императора Октавиана Августа, представляют цветущий сад с множеством птиц, цветов и фруктов. Ученые насчитали более 200 разновидностей! А также выяснили то, что все это не может существовать в одно время года, то есть сад Ливии – вечноцветущий – представляет полный цикл природы.

Фреска из

Фреска из Сада Ливии, I до н.э, Palazzo Massimo alle Terme, Рим

5.2-villafarnesina-romamore.ru_новый размер

Кубикулум виллы Фарнезина, эпоха Октавиана Августа, Palazzo Massimo alle Terme, Рим

5.1-mnr-romamore.ru_новый размер

Триклиний виллы Фарнезина, эпоха Октавиана Августа, Palazzo Massimo alle Terme, Рим

5.3-villafarnesina-romamore.ru_новый размер

Кубикулум виллы Фарнезина, эпоха Октавиана Августа, Palazzo Massimo alle Terme, Рим